Безаварийная и производительная эксплуатация подъёмника в большой степени зависит от исправности и технического состояния стального троса, работающего в широком диапазоне статических и динамических нагрузок.
Изделие представляет собой комплект скрученных по спирали прядей из стальной проволоки с промасленным пеньковым сердечником, отвечающим за смазку прядей при вытягивании. На прочности и долговечности троса отрицательно сказывается перегруз и механические повреждения, в том числе обрывы стальных ниток, закрутки, потёртости и деформационные воздействия.
На рисунке представлен стальной канат двойной свивки, где:
1 — проволока; 2 — прядь; 3 — сердечник.Диаметр и длина нового троса указаны в прилагаемой инструкции по обслуживанию подъёмника, её избыток неизбежно приводит к неправильной, хаотической намотке на барабан и в конечном результате, механической деформации.
Для того чтобы исключить произвольную размотку прядей, законцовкам троса придаётся конусная форма с последующей обпайкой или наплавлением электродуговой сваркой. Перед установкой троса с напаек следует удалить зазубрины, заусенцы и застывшие капли металла от дуговой сварки.
При начальной намотке троса на барабан подъёмника, необходимо уложить изделие в канавки без смещения и перекрещивания.
Проверка надёжности крепления троса проверяется подвешиванием полуторного груза с последующей выдержкой на протяжении указанного в инструкции времени.
Технология предусматривает несколько видов контрольных проверок, предусмотренных ГОСТом 3241-91, правилами техники безопасности и строительными нормативами. В частности, вначале необходимо очистить трос от следов бетонного раствора и химически активных жидкостей, убедиться в отсутствии механических повреждений и других неисправностей.
Основанием для отбраковки троса является:
обрыв отдельных ниток в количестве более пяти на один виток пряди;
обширная коррозия отдельных участков;
следы потёртостей, перегрева или деформации;
выход наружу пенькового сердечника, а также отделение от обваренной законцовки троса отдельных прядей.
Несоблюдение или упрощение пунктов проверки может инициировать образование аварийной ситуации, в том числе деформации направляющих и редуктора, продолжительный вынужденный простой и дополнительные затраты на замену повреждённых деталей подъёмника.
Трос снимается с эксплуатации при образовании утолщений и узловых скруток, овальной деформации, наличии заёршенностей, ненадёжной фиксации концов, повреждении или отсутствии шильдика с клеймом изготовителя, датой производства и инвентарным номером.
Запаса масла в пеньковом сердечнике хватает на весь срок эксплуатационного ресурса, поэтому в дополнительной смазке трос не нуждается. Рекомендуется своевременно удалять с его поверхности, обладающие абразивными свойствами следы бетонного раствора, песка, мелкого гравия и других минеральных отсыпок.
В процессе работы необходимо контролировать состояние направляющих деталей, правильность укладки троса в канавки барабана, исключить работу подъёмника с перегрузом.
Также стоит почитать:
Правильная установка консолей для фасадных подъемников
Нужно ли регистрировать подъемник в Ростехнадзоре?
Четыре ошибки при установке консоли фасадной люльки
Аренда ZLP 630 по системе all inclusive, или почему стоит пользоваться услугами собственника?